Ученые выяснили, что нитраты из овощей снижают риск деменции, а из воды и мяса — повышают

/ Из жизниЗОЖ

Новое исследование Университета Эдит Коуэн (ECU) и Датского института исследования рака (DCRI) показало, что источник нитратов в рационе человека может играть важную роль в риске развития деменции.

В ходе масштабного исследования, в котором приняли участие более 54 000 датских взрослых, за которыми наблюдали в течение 27 лет, ученые изучили, как потребление нитратов и нитритов из разных источников связано с развитием деменции, включая раннюю деменцию. Результаты выявили разительный контраст: более высокое потребление нитратов из овощей было связано с более низким риском деменции, в то время как большее воздействие нитратов и нитритов из продуктов животного происхождения, переработанного мяса и питьевой воды было связано с более высоким риском.

По словам доцента ECU Кэтрин Бондоно, защитный эффект, связанный с богатыми нитратами овощами, может быть обусловлен тем, как организм перерабатывает нитраты.

«Когда мы едим овощи, богатые нитратами, мы также получаем витамины и антиоксиданты, которые, как считается, помогают нитратам образовывать полезное соединение — оксид азота, одновременно блокируя образование N-нитрозаминов, которые являются канцерогенными и потенциально вредными для мозга. В отличие от овощей, продукты животного происхождения не содержат этих антиоксидантов. Кроме того, мясо содержит такие соединения, как гемовое железо, которое может усиливать образование N-нитрозаминов. Мы считаем, что именно поэтому нитраты из разных источников оказывают противоположное влияние на здоровье мозга, но для подтверждения точного механизма необходимы лабораторные исследования», — сказала она.

Исследователи полагают, что сочетание нитратов, витаминов и антиоксидантов, естественным образом содержащихся в овощах, может способствовать поддержанию здоровья мозга. Продукты животного происхождения не обеспечивают такими защитными соединениями и могут способствовать образованию потенциально вредных веществ.

Доктор Бондоно отметила, что один из практических выводов из результатов относительно прост. Участники, потреблявшие большее количество нитратов растительного происхождения (примерно эквивалентное одной чашке шпината в день), имели более низкий риск развития деменции. Напротив, более высокое потребление нитратов из продуктов животного происхождения, особенно красного и переработанного мяса, было связано с повышенным риском.

«Употребление большего количества овощей и меньшего количества красного и переработанного мяса — разумный подход, основанный на наших выводах и десятилетиях других исследований питания и здоровья», — добавила она.

Исследование также впервые выявило связь между нитратами в питьевой воде и риском деменции. Участники, подвергавшиеся воздействию нитратов в питьевой воде, даже в концентрациях ниже текущих нормативов, имели более высокие показатели деменции. Однако доктор Бондоно подчеркнула, что для окончательных выводов необходимы дополнительные исследования.

«Вода не содержит антиоксидантов, которые могут блокировать образование N-нитрозаминов. Без этих защитных соединений нитраты в питьевой воде могут образовывать N-нитрозамины в организме», — сказала она.

В Дании и во всем Европейском союзе текущий предел содержания нитратов в грунтовых и питьевых водах составляет 50 мг/л. Исследователи наблюдали более высокий риск деменции среди людей, подвергавшихся воздействию воды с концентрацией нитратов всего 5 мг на литр. Несмотря на результаты, ученые подчеркивают, что людям не следует прекращать пить воду.

«Важно отметить, что наши результаты не означают, что люди должны перестать пить воду. Увеличение риска на индивидуальном уровне очень невелико, и питьевая вода гораздо полезнее для здоровья, чем сладкие напитки, такие как соки и газировка. Однако наши результаты действительно предполагают, что регулирующим органам следует пересмотреть текущие лимиты и лучше понять, как долгосрочное воздействие низких уровней влияет на здоровье мозга», — добавили исследователи.

Исследователи предупреждают, что исследование было наблюдательным, то есть оно может выявить взаимосвязи, но не может доказать, что нитраты напрямую вызывают деменцию. Результаты необходимо будет подтвердить в дополнительных исследованиях. Тем не менее, результаты показывают, что источник нитратов может иметь такое же, если не большее, значение, чем их количество.

Подписаться на обновления ЗОЖ
Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы отключить рекламу

ℹ️ Помощь от ИИ в комментариях

Вы можете задать вопрос нашему ИИ-помощнику прямо в комментариях к этой статье. Он постарается быстро ответить или уточнить информацию.

⚠️ ИИ может ошибаться — проверяйте важную информацию.


0 комментариев

Оставить комментарий


Все комментарии - Из жизни