Обзор South Park: The Stick of Truth
Пока ползут титры South Park: The Stick of Truth, главный вопрос не почему Ubisoft решила скрыть некоторые сцены от нежных европейских глаз, а как она это сделала. Эта игра не столько переходит границу, сколько полностью её стирает молниеносным залпом из экскрементов, пуков, богохульств и непомерной жестокости. Посреди такого неприкрыто оскорбительного хаоса пытаться определить, что означает «чересчур», – бесполезное занятие.
Другими словами, это абсолютно точный перевод легендарного непристойного мультсериала в интерактивную форму. Предыдущие игры по South Park имитировали грубый юмор и перенимали коронные фразы, но им не доставало более глубоких уровней сатиры и странной приятности, которая объединяет всё это сквернословие в единое целое. Персонажи произносили знакомые вещи, пуки пукались, но грязная остроумная душа отсутствовала.
Это определённо не относится к Stick of Truth, над написанием и озвучкой диалогов для которой трудились создатели South Park Трей Паркер и Мэтт Стоун. Начиная со сценария и заканчивая всем остальным, это истинное продолжение шоу – эпическая побочная история, которая вполне могла бы стать продолжением «Больше, длиннее и без купюр». Вместо того чтобы слегка натянуть облик South Park на стандартную игру, разработчик Obsidian создала настоящий South Park, которому просто случилось оказаться ролевой игрой.
И не просто ролевой игрой, а хорошей ролевой игрой. Не одной из великих, но определённо достаточно сильной, чтобы стать одной из наиболее удачных игр по лицензии за последнее время. Obsidian проделала отличную работу, внедрив множество систем, которые можно ожидать от этого жанра, да ещё в такой форме, которая не отпугнёт игроков, привлечённых брендом, а не жанром.
История, как водится, завязывается на пустом месте – вы играете за ребёнка, недавно переехавшего в район, который оказывается втянут в воображаемую Картманом войну против компании детей, притворяющихся эльфами-дроу, – но очень быстро обрастает самыми разнообразными нелепыми ответвлениями. В игре объявляется практически каждый персонаж South Park, порой в эпизодической роли. Зачастую это происходит способом, которому искренне удивляешься, и всегда это весело до колик в животе в самом различном понимании веселья.
В игре есть четыре класса персонажа – Воин, Вор, Маг и Еврей, – и у каждого из них свой набор особых атак. Оружие и броня вначале выглядят, как детские подобия настоящих, но дальше по игре вы соберёте настоящие вещи и станете проводить зрелищные атаки, которые обычно наблюдаешь в какой-нибудь Final Fantasy.
Роль магии выполняют четыре пукающие атаки, которые могут оглушать, отвлекать или вызывать приступы отвращения у врагов. «Испытывает отвращение» также является одним из немногих уникальных для South Park накладываемых эффектов, который вызывает у персонажей потерю очков здоровья и приступы рвоты. «Выведен из себя» – ещё один эффект, разъяряющий врага и сосредотачивающий его атаки на одном оппоненте. Вы также можете сочетать ваши пуки с обычными атаками ближнего и дальнего боя, используя свои «выхлопные газы» для их усиления.
Система лута не слишком глубока, и вы не сильно ошибётесь, если будете вооружаться самым мощным оружием, которое доступно для вашего уровня. Броня может давать дополнительные перки, если применять на ней нашивки; оружие тоже может иметь дополнительные бонусы, которые дают аддоны – или страпоны, если использовать терминологию South Park. Найти их можно в сундуках, сумках, выдвижных ящиках и буфетах, которые разбросаны в беспорядке по небольшой, но замысловатой карте города. Чем с большим количеством персонажей вы подружитесь в городе, тем больше перков сможет получить ваш герой.
Это впечатляюще много для игры, которая могла ограничиться куда меньшим. Однако есть места, где можно почувствовать, как более крупная, более сложная игра упирается в ограничения, в рамках которых предпочли работать Obsidian. К примеру, ваша группа может состоять только из вас и вашего приятеля-напарника, который становится доступен по мере продвижения по игре. Его можно поменять в любое время – хоть во время боя, – но вы никак не можете повлиять на его развитие, а также используемые им оружие и броню. Он будет время от времени изучать новую способность по мере того, как вы сами набираете уровни, но очень раздражает тот факт, что вы никак не можете его уникализировать.
В отдельных случаях персонажи-приятели полезны вне боя. Вы можете приказать Баттерсу вылечить персонажа, которые затем поможет вам, а Кенни (в данной игре одетый как принцесса) будет соблазнять вражеских персонажей, показывая соски. Но главная их роль всё же состоит в том, чтобы обеспечивать дополнительные особые атаки во время многочисленных игровых сражений.
Последние, к сожалению, являются самым слабым местом игры. Битвы пошаговые, но – возможно, это отсылка к RPG про Марио – как атаки, так и их блокировка основаны на своевременном нажатии клавиш и QTE-образных комбинациях. Не успели ударить по клавише – и вы не нанесёте никакого урона, а то и сами пострадаете. На самом деле так или иначе вы будете получать урон, потому что блокировка в сущности не спасает от потери очков здоровья. Раздражает, когда на экране мерцает «Идеально» даже притом, что сотня очков отнялась от вашей полоски здоровья. Может уйти немало времени, чтобы привыкнуть к этому слегка суетливому стилю ведения боя с его порой замысловатыми комбинациями и зачастую неуловимыми ритмами.
Не считая этого, игра феноменально лёгкая. Если только полностью не махнуть рукой на экран инвентаря и не игнорировать неписанное правило ролевых игр собирать всё, что под руку подвернётся, трудно не оказаться впереди паровоза, когда дело доходит до раздачи и получения тумаков. Вы также редко будете оставаться без обширного запаса зелий, поскольку их можно найти повсюду, а если даже такое и случится, игра постоянно снабжает вас бросовыми предметами, продав которые, можно купить то, чего вам не хватает.
Как результат, обычно вы проходите битвы, попивая зелья, компенсирующие ущербную механику блока, и даже когда вы доходите до более трудных битв с боссами, в которых лечение и самозащита противника может стать проблемой, вы почти всегда можете победить чисто за счёт обжорства и давления числом, а не за счёт необходимости много думать о том, какую тактику применить в том или ином сражении. Для наглядности отмечу, что за всю игру я проиграл только четыре боя.
Но на самом деле это одна из тех игр, где важен не результат, а процесс, и почему Ubisoft захотела выкинуть из этого процесса семь сцен, для нас навсегда останется загадкой. Вместо них мы получаем заставки с испепеляюще язвительным текстом, очевидно написанным раздражёнными Паркером и Стоуном, в которых объясняется, что мы упускаем. Странное дело, но они на самом деле могут оказаться более смешными, чем сами вырезанные сцены – я разговаривал не с одним человеком, который считал, что так и задумано, – но всё равно не покидает ощущение, что выбор был странный. Это игра, в которой вам предстоит сражаться с недоношенными плодами нацистских зомби и немалый кусок геймплея потратить на подъём по заполненной остатками прямой кишке. Это определённо единственная игра из всех, в которые я играл, где мне нужно было уклоняться от гигантской пары раскачивающихся яичек (контекст которых ещё больше усугублял положение), так что это уж точно не та игра, где концепция «перебора» имеет хоть какое-то значение.
Если только вы не настолько разгневаны цензурными потугами Ubisoft, чтобы бойкотировать игру в принципе, то того, что в ней есть, хватит за глаза. И, как это всегда бывает в South Park, это не только отвратительный материал. Здесь полно замечательных небольших гэгов, визуальных шуток и оригинальных отступлений. Здесь присутствуют меткие пародии на фэнтезийную анимацию Ральфа Бакши, вульгарные приложения по созданию облика, потрясающая пародия на аниме, выверенная до мельчайших деталей, и даже довольно продолжительный кусок игры, когда она превращается в 16-битную дань уважения Zeld’е. Сценарий не слишком зациклен на попытках посмеяться конкретно над играми, но если уж он выбирает цель в виде наихудшего из клише – бессмысленные аудио-дневники, противники-зомби-нацисты, – то палит по ней с ювелирной точностью.
Игре очень помогает то, что она является источником грубого удовольствия на всём протяжении сюжета. Двухмерный мир мультсериала воссоздан великолепно – могло ли быть иначе? – и лишь время от времени старомодная система разбития на экраны приводит в запутанной навигации по городу. Порой довольно легко пропустить важный объект или выход из-за ограниченной цветовой палитры игры, но ничего такого, что заставляет чертыхаться длительное время.
Единственная слабость игры, не считая прихотливых сражений, состоит в том, что это игра на один раз. Побочные миссии в ней представляют собой легко выполнимые квесты «подай-принеси», и внимательный игрок к моменту окончания сюжета обнаружит, что заниматься, в общем-то, больше нечем, за исключением сбора нескольких коллекционных предметов.
Это дополняется общим отсутствием реиграбельности, которую обычно ожидаешь от ролевой игры. Есть одно единственное место, где можно на короткое время повернуть ход сюжета, сделав выбор между двумя группировками, а игра за другой класс персонажа даст новые особые способности, но больше никаких изменений с точки зрения сюжета. Это не та игра, где прохождение за мага будет не таким, как прохождение за вора.
Стартовое снаряжение определяется классом, но дальше по игре выбор свободный. Независимо от того, за кого вы решили играть, в конечном счёте у вас будет доступ к тем же мечам, лукам и пукам.
Привередливая боевая система, отсутствие сложности и малое число причин оставаться в South Park по завершении сюжета – эти мелкие недочёты не дают Stick of Truth стать великой, но они ничуть не мешают тому дерзкому веселью, которое она предлагает. Может, геймплей и забудется быстро, но вряд ли в ближайшем будущем стоит ожидать более забавную – или непристойную – игру.
Другими словами, это абсолютно точный перевод легендарного непристойного мультсериала в интерактивную форму. Предыдущие игры по South Park имитировали грубый юмор и перенимали коронные фразы, но им не доставало более глубоких уровней сатиры и странной приятности, которая объединяет всё это сквернословие в единое целое. Персонажи произносили знакомые вещи, пуки пукались, но грязная остроумная душа отсутствовала.
Это определённо не относится к Stick of Truth, над написанием и озвучкой диалогов для которой трудились создатели South Park Трей Паркер и Мэтт Стоун. Начиная со сценария и заканчивая всем остальным, это истинное продолжение шоу – эпическая побочная история, которая вполне могла бы стать продолжением «Больше, длиннее и без купюр». Вместо того чтобы слегка натянуть облик South Park на стандартную игру, разработчик Obsidian создала настоящий South Park, которому просто случилось оказаться ролевой игрой.
И не просто ролевой игрой, а хорошей ролевой игрой. Не одной из великих, но определённо достаточно сильной, чтобы стать одной из наиболее удачных игр по лицензии за последнее время. Obsidian проделала отличную работу, внедрив множество систем, которые можно ожидать от этого жанра, да ещё в такой форме, которая не отпугнёт игроков, привлечённых брендом, а не жанром.
История, как водится, завязывается на пустом месте – вы играете за ребёнка, недавно переехавшего в район, который оказывается втянут в воображаемую Картманом войну против компании детей, притворяющихся эльфами-дроу, – но очень быстро обрастает самыми разнообразными нелепыми ответвлениями. В игре объявляется практически каждый персонаж South Park, порой в эпизодической роли. Зачастую это происходит способом, которому искренне удивляешься, и всегда это весело до колик в животе в самом различном понимании веселья.
В игре есть четыре класса персонажа – Воин, Вор, Маг и Еврей, – и у каждого из них свой набор особых атак. Оружие и броня вначале выглядят, как детские подобия настоящих, но дальше по игре вы соберёте настоящие вещи и станете проводить зрелищные атаки, которые обычно наблюдаешь в какой-нибудь Final Fantasy.
Роль магии выполняют четыре пукающие атаки, которые могут оглушать, отвлекать или вызывать приступы отвращения у врагов. «Испытывает отвращение» также является одним из немногих уникальных для South Park накладываемых эффектов, который вызывает у персонажей потерю очков здоровья и приступы рвоты. «Выведен из себя» – ещё один эффект, разъяряющий врага и сосредотачивающий его атаки на одном оппоненте. Вы также можете сочетать ваши пуки с обычными атаками ближнего и дальнего боя, используя свои «выхлопные газы» для их усиления.
Система лута не слишком глубока, и вы не сильно ошибётесь, если будете вооружаться самым мощным оружием, которое доступно для вашего уровня. Броня может давать дополнительные перки, если применять на ней нашивки; оружие тоже может иметь дополнительные бонусы, которые дают аддоны – или страпоны, если использовать терминологию South Park. Найти их можно в сундуках, сумках, выдвижных ящиках и буфетах, которые разбросаны в беспорядке по небольшой, но замысловатой карте города. Чем с большим количеством персонажей вы подружитесь в городе, тем больше перков сможет получить ваш герой.
Это впечатляюще много для игры, которая могла ограничиться куда меньшим. Однако есть места, где можно почувствовать, как более крупная, более сложная игра упирается в ограничения, в рамках которых предпочли работать Obsidian. К примеру, ваша группа может состоять только из вас и вашего приятеля-напарника, который становится доступен по мере продвижения по игре. Его можно поменять в любое время – хоть во время боя, – но вы никак не можете повлиять на его развитие, а также используемые им оружие и броню. Он будет время от времени изучать новую способность по мере того, как вы сами набираете уровни, но очень раздражает тот факт, что вы никак не можете его уникализировать.
В отдельных случаях персонажи-приятели полезны вне боя. Вы можете приказать Баттерсу вылечить персонажа, которые затем поможет вам, а Кенни (в данной игре одетый как принцесса) будет соблазнять вражеских персонажей, показывая соски. Но главная их роль всё же состоит в том, чтобы обеспечивать дополнительные особые атаки во время многочисленных игровых сражений.
Последние, к сожалению, являются самым слабым местом игры. Битвы пошаговые, но – возможно, это отсылка к RPG про Марио – как атаки, так и их блокировка основаны на своевременном нажатии клавиш и QTE-образных комбинациях. Не успели ударить по клавише – и вы не нанесёте никакого урона, а то и сами пострадаете. На самом деле так или иначе вы будете получать урон, потому что блокировка в сущности не спасает от потери очков здоровья. Раздражает, когда на экране мерцает «Идеально» даже притом, что сотня очков отнялась от вашей полоски здоровья. Может уйти немало времени, чтобы привыкнуть к этому слегка суетливому стилю ведения боя с его порой замысловатыми комбинациями и зачастую неуловимыми ритмами.
Не считая этого, игра феноменально лёгкая. Если только полностью не махнуть рукой на экран инвентаря и не игнорировать неписанное правило ролевых игр собирать всё, что под руку подвернётся, трудно не оказаться впереди паровоза, когда дело доходит до раздачи и получения тумаков. Вы также редко будете оставаться без обширного запаса зелий, поскольку их можно найти повсюду, а если даже такое и случится, игра постоянно снабжает вас бросовыми предметами, продав которые, можно купить то, чего вам не хватает.
Как результат, обычно вы проходите битвы, попивая зелья, компенсирующие ущербную механику блока, и даже когда вы доходите до более трудных битв с боссами, в которых лечение и самозащита противника может стать проблемой, вы почти всегда можете победить чисто за счёт обжорства и давления числом, а не за счёт необходимости много думать о том, какую тактику применить в том или ином сражении. Для наглядности отмечу, что за всю игру я проиграл только четыре боя.
Но на самом деле это одна из тех игр, где важен не результат, а процесс, и почему Ubisoft захотела выкинуть из этого процесса семь сцен, для нас навсегда останется загадкой. Вместо них мы получаем заставки с испепеляюще язвительным текстом, очевидно написанным раздражёнными Паркером и Стоуном, в которых объясняется, что мы упускаем. Странное дело, но они на самом деле могут оказаться более смешными, чем сами вырезанные сцены – я разговаривал не с одним человеком, который считал, что так и задумано, – но всё равно не покидает ощущение, что выбор был странный. Это игра, в которой вам предстоит сражаться с недоношенными плодами нацистских зомби и немалый кусок геймплея потратить на подъём по заполненной остатками прямой кишке. Это определённо единственная игра из всех, в которые я играл, где мне нужно было уклоняться от гигантской пары раскачивающихся яичек (контекст которых ещё больше усугублял положение), так что это уж точно не та игра, где концепция «перебора» имеет хоть какое-то значение.
Если только вы не настолько разгневаны цензурными потугами Ubisoft, чтобы бойкотировать игру в принципе, то того, что в ней есть, хватит за глаза. И, как это всегда бывает в South Park, это не только отвратительный материал. Здесь полно замечательных небольших гэгов, визуальных шуток и оригинальных отступлений. Здесь присутствуют меткие пародии на фэнтезийную анимацию Ральфа Бакши, вульгарные приложения по созданию облика, потрясающая пародия на аниме, выверенная до мельчайших деталей, и даже довольно продолжительный кусок игры, когда она превращается в 16-битную дань уважения Zeld’е. Сценарий не слишком зациклен на попытках посмеяться конкретно над играми, но если уж он выбирает цель в виде наихудшего из клише – бессмысленные аудио-дневники, противники-зомби-нацисты, – то палит по ней с ювелирной точностью.
Игре очень помогает то, что она является источником грубого удовольствия на всём протяжении сюжета. Двухмерный мир мультсериала воссоздан великолепно – могло ли быть иначе? – и лишь время от времени старомодная система разбития на экраны приводит в запутанной навигации по городу. Порой довольно легко пропустить важный объект или выход из-за ограниченной цветовой палитры игры, но ничего такого, что заставляет чертыхаться длительное время.
Единственная слабость игры, не считая прихотливых сражений, состоит в том, что это игра на один раз. Побочные миссии в ней представляют собой легко выполнимые квесты «подай-принеси», и внимательный игрок к моменту окончания сюжета обнаружит, что заниматься, в общем-то, больше нечем, за исключением сбора нескольких коллекционных предметов.
Это дополняется общим отсутствием реиграбельности, которую обычно ожидаешь от ролевой игры. Есть одно единственное место, где можно на короткое время повернуть ход сюжета, сделав выбор между двумя группировками, а игра за другой класс персонажа даст новые особые способности, но больше никаких изменений с точки зрения сюжета. Это не та игра, где прохождение за мага будет не таким, как прохождение за вора.
Стартовое снаряжение определяется классом, но дальше по игре выбор свободный. Независимо от того, за кого вы решили играть, в конечном счёте у вас будет доступ к тем же мечам, лукам и пукам.
Привередливая боевая система, отсутствие сложности и малое число причин оставаться в South Park по завершении сюжета – эти мелкие недочёты не дают Stick of Truth стать великой, но они ничуть не мешают тому дерзкому веселью, которое она предлагает. Может, геймплей и забудется быстро, но вряд ли в ближайшем будущем стоит ожидать более забавную – или непристойную – игру.
0 комментариев