50 лучших фильмов жанра фэнтези – часть 5
10 Гарри Поттер и узник Азкабана
Первые две части экранизации «Гарри Поттера» оказались безжизненными — и лишь вяло пересказывали невероятно популярные романы Дж. К. Роулинг с характерным для Голливуда шиком. Однако приглашение Альфонсо Куарона на роль режиссёра третьей части позволило создать головокружительный, визуально роскошный и волшебный семейный фильм-приключение, в котором также можно найти рассуждения о молодости, старении и стремительном течении времени. Лучшая детская кинокартина XXI века? Вполне возможно.
Лучшая сцена: самая спокойная сцена фильма является и самой же завораживающей: бездельничающие в комнате в общежитии подростки, поедающие конфеты «Берти Боттс» и фотографирующие сверхъестественный бриз.
9 День сурка (1993)
Замечательный пример фантастического фильма с глубокой философской подоплёкой. Гениальная комедия Гарольда Рамиса строится вокруг угрюмого и циничного ТВ-метеоролога (кто, как ни Билл Мюррей, мог лучше подойти на эту роль?), обречённого снова и снова проживать один и тот же день. Когда его терпение иссекает окончательно, он находит в себе волю к самосовершенствованию.
Лучшая сцена: «идеальный» день нашего героя состоит из предвидения просьбы незнакомца, спасения жизни, ухаживания за девушкой и напыщенной речи на годовом Дне сурка с цитатами произведений Антона Чехова.
8 Мой сосед Тоторо (1988)
Семейная фэнтезийная картина Хаяо Миядзаки имела небывалый успех в Японии и по праву может считаться одним из самых очаровывающих мультипликационных фильмов за всю историю анимации. Сюжет повествует о двух сёстрах, переехавших со своим отцом в деревенскую местность — чтобы быть ближе к своей больной матери. В новом месте они находят забавно ухмылающегося скучающего доброго монстра, а также катаются на котобусе — большом коте с 12 лапами и телом с автобусным салоном.
Лучшая сцена: всем занять свои места в кошачьем экспрессе!
7 Лестница в небо (1946)
С первого взгляда фильм Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера может показаться обычной военной мелодрамой — и отчасти таковым и является. Но после того как обречённый пилот военно-воздушных сил Британии (Дэвид Нивен) разбивается во время переговоров с американской девушкой-радиооператором (Ким Хантер), главный герой оказывается возле ворот Рая. Таким образом, в сюжете появляется разделение на два параллельных места действия: реальный мир и небеса — там суду предстоит решить, будет ли пилот помилован за грехи или нет. Фантастическая концепция фильма отлично передаёт послевоенные настроения и попытки понять, какой образ жизни является наилучшим.
Лучшая сцена: когда зрителю предстают светящиеся на небесах звёзды.
6 Тёмный кристалл (1982)
Западающий в память и изобретательный, фильм продемонстрировал зрителю тёмную сторону Джима Хенсона (создателя «Маппет-шоу»), представившего публике готический мир магии и опасностей. Отчасти вдохновлённый мрачными сказками братьев Гримм, классический сюжет рассказывает о путешествии Джена — выходца из народа Гелфлингов. Ему предстоит исполнить пророчество и победить стареющую угасающую расу Скекси, представители которой должны уступить место более мудрым и миролюбивым Мистикам. Образы персонажей «Тёмного кристалла» настолько же примечательны, насколько сильна вера авторов в детское воображение.
Лучшая сцена: когда Скекси и Мистики соединяются в одно целое в психоделичном всеобъемлющем обряде преображения.
5 Красавица и чудовище (1946)
Даже спустя более чем 70 лет после выхода, «Красавица и чудовище» оставляет магический эффект. Пришедший в кино из поэзии режиссёр Жан Кокто наполнил свою экранизацию известной сказки множеством галлюцинаторных мечтаний. Самым запоминающимся из них стала сцена с торчащими из стен замка бестелесными руками, служащими опорами подсвечников и освещающих путь Белль.
Лучшая сцена: слёзы Белль в виде сияющих бриллиантов.
4 Унесённые призраками (2001)
Кульминационная точка не только в карьере японской студии Studio Ghibli, стабильно выпускающей первоклассные картины, но и в истории всей анимации в целом. Удивительный фильм превращает блуждания одинокой 10-летней девочки в улучшенные «Приключения Алисы в Стране чудес», дополняя классический сюжет отсылками к древнему фольклору и современными опасениями о состоянии экологии. Даже спустя годы «Унесённые призраками» остаётся самой кассовой картиной в истории Японской киноиндустрии.
Лучшая сцена: родители превращаются в свиней, и вот теперь наша героиня по-настоящему становится предоставленной самой себе.
3 Сказки туманной луны после дождя (1953)
Мрачная басня Кэндзи Мидзогути — пожалуй, лучшая из когда-либо снятых историй о призраках. В ней повествуется о двух жадных крестьянах, пытающихся разбогатеть во время бушующей в Японии гражданской войны. Повествование постепенно становится всё более и более сильным, медленно переходя в зону сверхъестественного. Потусторонние силы вторгаются в сюжет после того, как один из героев становится очарованным таинственной девушкой-дворянкой и одним махом отказывается от своей семьи и здравого смысла.
Лучшая сцена: пикник на берегу озера с таинственной девушкой — загадочной, как опустившийся на воду туман.
2 Кинг-Конг (1933)
Что ещё тут можно добавить? Как показал Питер Джексон в своём ремейке 2005 года, особо ничего. Созданная Мерианом Купером и Эрнестом Шодсаком история о пойманном чудовище по сей день остаётся трагичной и волнующей — и является наглядным ответом на вопрос о том, почему небоскрёб Эмпайр-стейт-билдинг стал таким популярным туристическим местом.
Лучшая сцена: трагическая концовка: «Нет, не самолеты стали причиной его смерти. Чудовище погибло из-за красавицы».
1 Властелин колец: Братство Кольца (2001)
Со своей грандиозной и невероятно популярной по всему миру экранизацией жанрообразующей трилогии Дж. Р. Р. Толкина, Питер Джексон перенёс фэнтези в цифровую эпоху. Столкнувшись с множеством трудностей при съёмке, режиссёру, однако, удалось добиться фантастического результата.
Пусть первый фильм и не блистает сценами сражений и кровопролитий в стиле следующих частей, но «Братство Кольца» остаётся лучшим эпизодом трилогии. В нём наиболее прямолинейное повествование: фактически, картина является «роуд-муви», рассказывающем о путешествии от деревенской среднеанглийской тишины Шира до запретных берегов реки Андуин. И, конечно же, зрителя ожидают наиболее трогательные сцены с непосредственным участием персонажей: от грустного изгнания Бильбо до жертвенного финала с гибелью Боромира — и именно поэтому трилогия Джексона по сей день остаётся непревзойдённой и будет очаровывать ещё не одно поколение любителей кинематографа. Персонажи — настолько же важная часть кино, как и спецэффекты. Довольно очевидная, но создающая невероятный эффект тактика.
Лучшая сцена: наиболее примечательная во всей трилогии битва: Гендальф лицом к лицу сталкивается с огненным Балрогом на мосту Мории. «Ты! Не! Пройдёшь!»
0 комментариев