Проблемы с кабелями у DisplayPort 2.1
DisplayPort 2.1 — это новейший стандарт DisplayPort на рынке. Одной из его отличительных особенностей является максимальная спецификация UHBR20 80 Гбит/с, что делает его единственным в мире удобным для потребителя стандартом подключения дисплеев, который поддерживает мониторы 4K с частотой 240 Гц без сжатия потока отображения (DSC). Однако несколько заметных проблем со стандартом UHBR 80 Гбит/с существенно затрудняют его внедрение как среди потребителей, так и среди производителей.
Самый большой из них — длина кабеля. Согласно VESA, кабели DisplayPort 2.1 со скоростью 80 Гбит/с сертифицированы только на длину до 1,2 метра (3,9 фута). Monitors Unboxed был первым, кто действительно продемонстрировал последствия этой проблемы, показав, насколько проблематичны кабели длиной 1/1,2 метра для большинства ПК.
Длина 1 метр — одна из самых коротких длин, которую можно приобрести для любого видеокабеля, включая DisplayPort и HDMI. Как правило, этой длины достаточно для ноутбуков и мобильных устройств, но ее практически невозможно использовать с настольными компьютерами, особенно если рабочий стол находится под столом. Большинство пользователей настольных компьютеров используют кабель длиной 2 метра или больше для подключения монитора к своему ПК.
Это серьезная проблема для пользователей, которые хотят использовать спецификацию UHBR20. Те немногие, кто использует эту новейшую спецификацию, неизбежно будут использовать ее с ПК высокого класса с мощным графическим оборудованием, чтобы воспользоваться преимуществами лучших мониторов на рынке с поддержкой Display 2.1 80 Гбит/с.
Сертификация VESA не только ограничивает длину кабелей UHBR20 до одного метра, но ни один производитель кабелей на рынке не производит кабели с поддержкой UHBR20 длиной более метра. Технически мониторы и видеокарты будут использовать стандарт UHBR20 для любого кабеля DisplayPort, если увидят, что оба устройства рассчитаны на максимальную спецификацию DP 2.1. Однако это приведет к появлению артефактов и противоречивому визуальному восприятию.
Другая проблема — брендинг; DisplayPort 2.1 разделен на несколько различных спецификаций, которые не равны. Как уже упоминалось, DisplayPort 2.1 с режимом передачи UHBR20 является единственной спецификацией, обеспечивающей максимальную пропускную способность стандарта 80 Гбит/с. Меньшие спецификации, такие как UHBR 13.5 и UHBR10, поддерживают значительно меньшую пропускную способность — 54 Гбит/с и 40 Гбит/с соответственно.
Это означает, что производительность DisplayPort 2.1 может сильно различаться в зависимости от используемой спецификации. В реальном контексте это может означать, что некоторые будущие OLED-мониторы 4K 240 Гц с поддержкой DisplayPort 2.1 могут обеспечивать максимальное разрешение и частоту обновления только с помощью DSC, даже если они могут иметь стандарт DisplayPort 2.1.
К счастью, эти проблемы не очень проблематичны. Практически все мониторы с высоким разрешением используют сжатие потока изображения для обеспечения максимального разрешения и частоты обновления дисплея, минуя любые требования к использованию кабеля DisplayPort 2.1 UHBR20. Большинство мониторов даже оснащены «древним» стандартом DisplayPort 1.4a, который до сих пор способен поддерживать разрешение 4K 240 Гц благодаря технологии сжатия изображения VESA.
Графический процессор (англ. graphics processing unit, GPU) — отдельное устройство персонального компьютера или игровой приставки, выполняющее графический рендеринг; в начале 2000-х годов графические процессоры стали массово применяться и в других устройствах: планшетные компьютеры, встраиваемые системы, цифровые телевизоры. Современные графические процессоры очень эффективно обрабатывают и отображают компьютерную графику, благодаря специализированной конвейерной архитектуре они намного эффективнее в обработке графической информации, чем типичный центральный процессор. Графический процессор в современных видеокартах (видеоадаптерах) применяется в качестве ускорителя трёхмерной графики. Википедия
Рынок мониторов столь же медленно внедряет DP 2.1. Единственный монитор, поддерживающий полную спецификацию DisplayPort 2.1 80 Гбит/с, — это Aorus FO32U2P, совершенно новый OLED-монитор с разрешением 4K и частотой 240 Гц. Все остальные одновременные дисплеи с разрешением 4K, 240 Гц и выше используют либо HDMI 2.1 (с максимальной скоростью 48 Гбит/с), либо менее мощные спецификации DisplayPort.
Вышеупомянутые проблемы DisplayPort 2.1 будут усугублены, когда внедрение станет массовым. Разрешение и особенно частота обновления продолжают расти благодаря достижениям в технологии OLED. Вскоре, даже при наличии сжатия потока отображения, исходящие стандарты, такие как DisplayPort 1.4a, не получат достаточной пропускной способности для поддержки новейших технологий флагманских мониторов.
Фактически, это уже проблема с последней сверхширокой моделью Odyssey Neo G9 от Samsung с двойным разрешением 4K 240 Гц, где DisplayPort 1.4a не может запускать монитор с максимальным разрешением даже на RTX 4090. (Тем не менее, у Ады Лавлейс есть HDMI 2.1, поэтому серия 40 должна иметь возможность запускать этот монитор через HDMI.)
Хорошей новостью является то, что VESA работает над увеличением длины кабеля UHBR20 80 Гбит/с с 1 до 1,2 метра — точно так же, как они недавно сделали с кабелями UHBR 13,5 через новый стандарт DisplayPort 2.1a. По данным Monitors Unboxed, VESA разрабатывает новые активные кабели, которые придут на смену нынешним пассивным медным кабелям и позволят преодолеть физические ограничения, связанные с передачей данных со скоростью 80 Гбит/с по медному проводу.
0 комментариев