CES 2025 — юбилей Commodore 128
На этой неделе на выставке CES 2025 будет представлено множество крупных анонсов оборудования, но в долгой истории CES эти события также перекликаются с ушедшей эпохой анонсов Commodore на выставке CES, в частности, анонсом Commodore 128 на выставке CES 1985. Commodore 128 был прямым продолжением C64, который был продан всего в количестве нескольких миллионов единиц по сравнению с мощным предполагаемым пиком C64 в 17 миллионов единиц. К моменту запуска Commodore 128 был последним 8-битным ПК в эпоху 16-битных ПК благодаря существованию Intel 8086.
К счастью, существование 16-битных ПК не полностью свело на нет значение Commodore 128, представленного в январе 1985 года на выставке CES. Intel 8086 был выпущен еще в июне 1978 года, так что у 16-битных компьютеров было достаточно времени, чтобы заявить о себе на рынке, — но учитывая, что оригинальный 8-битный C64 был выпущен в 1981 году, это наверняка могло означать, что 8-битный Commodore 128 все еще возможен, верно?
К сожалению, ответом на этот вопрос стало решительное «Нет». Причина этого была на самом деле довольно проста — в то время как другие ПК и клоны ПК того времени открывали двери новому 16-битному и 32-битному программному обеспечению, Commodore 128 был в основном просто улучшенным Commodore 64 с вдвое большим объемом оперативной памяти (128 КБ вместо 64 КБ) и процессором, который мог разгоняться до 2 МГц вместо всего лишь 1 МГц. Фактическая поддержка C128 в виде нового программного обеспечения или патчей для использования его более высокой скорости и увеличенного объема оперативной памяти была довольно редкой по сравнению с процветающей программной поддержкой оригинального C64D, и Commodore 128 в конечном итоге был обречен на забвение — хотя он, 128D и 128DCR все еще существуют как просто улучшенные версии Commodore 64 для энтузиастов и коллекционеров. Возможно, эта пекарня оценит одну из них по достоинству... любители ретро-игр наверняка оценят, поскольку игры, оптимизированные для Commodore 128, получили улучшенную графику и поддержку функций, включая добавление музыки в классическую RPG Ultima V для Origin System.
Еще одной часто упускаемой из виду особенностью Commodore 128 можно считать его двойные графические чипы, которые могли позволить использовать его для двух мониторов в то время, когда такая функция была крайне редкой, как указано в освещении Heise.de этого 40-го юбилея. Хотя два используемых графических чипа были, очевидно, довольно ограничены в поддерживаемом разрешении и цветопередаче по сегодняшним стандартам, такая функция, доступная в любой доступной форме в 80-х годах, была весьма впечатляющей.
В конечном итоге Commodore 128 и его модели оказываются чем-то вроде сноски в наследии Commodore 64, как и большинство его вариаций. Но хотя машина не считалась особенно амбициозной в то время, когда все остальные гонялись за 16- и 32-битными системами, предполагаемый пик 8-битных систем впечатляет версией Commodore 64 (по-прежнему одного из самых популярных компьютеров из когда-либо созданных), которая просто лучше во всех отношениях, если не считать некоторых требований ручного переключения режима совместимости.
Источник: Tomshardware.com
0 комментариев