«Превосходство» — рецензия

/ (Обновлено: ) / КиноРазное про кино
«Превосходство» – это самое странное название для фильма, который полон старыми избитыми клише про злобные технологии и опасность игры в бога. Главного героя в этом фильме играет Джонни Депп, чье слабое актерское исполнение великолепного ученого в области искусственного разума мало помогает данному поразительно недоработанному дебютному фильму с перегруженным сюжетом от Уолли Пфистера, длительное время работавшего оператором у Кристофера Нолана. После премьеры этой весной, богатой на новинки, фильм станет своего рода тестом на проверку силы привлекательности Джонни Деппа за пределами фабрики по производству франшиз — Диснея, до того как отзывы о плохом качестве фильма и «Новый Человек-Паук 2» отправят его в архив.

Одним из многочисленных положительных моментов картины «Она» Спайка Джонса было то, насколько элегантно этот фильм отмахнулся от научной фантастики, десятилетиями спекулировавшей на техническом прогрессе, коррелирующем потерю человеческой индивидуальности. В этом фильме зрителям было предложено рассмотреть очаровательное предположение, что искусственный разум может присоединиться к человечеству в романтическом счастье, а не бороться против нас за власть и преобладание. А затем, получив свою долю удовольствия, отправиться в космос в поисках более волнующей судьбы. Но в «Превосходстве», который можно было бы назвать «Он», все довольно банально возвращается на свой круг: здесь и культура технофобии, которая подарила нам хищных мэйнфреймов и киборгов из фильма «2001», «Дьявольское Семя» и «Чужой», и волна триллеров, основанных на кибер-паранойе, ранних 90-х годов («Сеть», «Газонокосильщик», «Виртуозность»), которые сейчас выглядят также старомодно, как и коммутируемый интернет.

Некоторые захотят добавить к этому списку фильмы Джеймса Кэмерона, в которых практически всегда присутствует синтез человека и машины; вот только в случае с Кэмероном технология также часто выступает другом, как и врагом, и в любом случае является неизбежностью, без которой невозможно жить. В то же время, когда повествование в «Превосходстве» начинается в каком-то неопределенном году будущего, весь сюжет завязан на невероятном информационном трафике. Брошенные сотовые телефоны валяются на улицах как сорняки перекати-поле в старых вестернах; компьютерные клавиатуры используются вместо дверных стопперов в магазинах. Рассказчик в фильме (Пол Беттани) сообщает о «бесконечных столкновениях между человечеством и технологией», а затем начинает разворачивать перед зрителями эту печальную повесть. Кстати, действие происходит в Беркли, в этом святом анклаве хиппи, где когда-то появление сетевых магазинов воспринималось как знак культурного апокалипсиса.

Затем фильм возвращает зрителей на пять лет назад и представляет нам героя Деппа по имени Доктор Уилл Кастер, его жену и партнера по исследованиям Эвелин (Ребекка Холл). То, что Кастеры еще не полностью продали свои души демону науки, демонстрируется тем, что Уилл строит «технологически-свободную зону», заключенную в медную оболочку, на заднем дворе принадлежащего этой парочке идеально-построенного дома. В это же время в лаборатории Кастеры трудятся над чувствующей машиной под названием ФННС (Физически Независимая Нейронная Сеть), которая занимает целую комнату и что-то монотонно бормочет словно женский дроид во время предменструального синдрома.

Но, кажется, не все рады этой идее. В течение одного дня – похожего на день 11 сентября, только для киберов – серия скоординированных террористических атак уничтожает лучших и ярчайших представителей сообщества искусственного разума. Даже Уилл получает пулю в живот, но невероятно быстро исцеляется, правда только для того, чтобы узнать, что пуля была заражена радиацией и теперь, как отравленный человек в классическом нуаре «Мертв по прибытии», он живет взаймы. Довольно поспешно написанный сценарий (так как есть такая привычка) новичком в этом деле Джеком Пагленом, знакомит зрителей с понятием того, что теперь на жесткий диск можно записать человеческое сознание полностью, как мы сейчас записываем видео или музыкальный файл. И поэтому, с помощью лучшего научного друга (Беттани), Кастеры тратят последние дни жизни Уилла на оцифровку содержимого головы доброго доктора для потомства.

Глядя на мир с кучи компьютерных мониторов, цифровой Уилл выглядит и звучит ужасно, похоже на прежнего — и все же, как в случае с зомби Джорджа Ромеро, внешнее впечатление может быть обманчивым. Этот новый Уилл не является всего лишь содержимым, которое будет храниться на одном (огромном) сервере. Он хочет загрузить свои биты и байты в облако (и не только туда, как можно подозревать, чтобы поспорить по философским вопросам с Аланом Уоттсом). А Эвелин, которая больше всего на свете хочет верить, что ее муж в каком-то роде еще жив, радостно повинуется. Периодически в фильме появляется Морган Фримен, чтобы произнести серьезные прогнозы (это один из нескольких членов постоянной группы Нолана, который появляется в данном фильме) в роли мудрого, утомленного Голоса Разума.

В фильме «Превосходство» есть интригующие, полусформированные идеи, но сценарий и тяжелая режиссура Пфистера сводят все интересные моменты к банальному противостоянию между добром и злом — или в данном случае между бессердечными технократами и борцами сопротивления, известными как РНОТ (Революционная Независимость От Технологии), под руководством отважной мученицы, проходящей обучение, Бри (Кейт Мара). Самой большой проблемой является то, что все герои с обоих сторон настолько универсально примитивны и безжизненны, что зрители с трудом могут отличить людей из плоти и крови от армии человеко-машинных «гибридов», которые начинает собирать Уилл с помощью внезапно появившихся у него безграничных сил (в том числе, по непонятным причинам, способность манипулировать настоящей органической материей).

Возможно, это клише (но при этом не перестает быть правдой), что когда оператор становится режиссером, то он делает фильмы с длительными визуальными сценами и слабым повествованием. В любом случае, большинство операторов, ставших режиссерами (Джек Кардифф, Хаскелл Векслер, Гордон Уиллис, Джон Бейли, Дон Семлер), в конечном счете вернулись к прежней работе, то есть «снимать для других». Если говорить о «Превосходстве», то Пфистер, конечно, сделал красивый, хорошо проработанный фильм, но при этом без запоминающихся моментов, которые он в большом количестве снимал во время работы с Ноланом. (Оператором Пфистера в этом фильме был Джесс Холл, специализирующийся на солнечных бликах и медленной съемке падающих капель.) Гораздо более важно, что он сделал фильм без чувств, хотя очень постарался убедить зрителей, что все будущее человеческой расы висит на волоске. В середине фильма есть попытка показать грандиозный, но обреченный научно-фантастический роман между Уиллом и Эвелин, но стоит зрителям вспомнить ремейк фильма «Муха» режиссера Дэвида Кроненберга или фильм «Начало» самого Нолана, чтобы понять насколько слабо раскрыта данная тема в «Превосходстве».

Столкнувшись с такой же сложной задачей, что и Скарлетт Йоханссон в фильме «Она» — играть героя, который большей частью присутствует в фильме только как бестелесный голос (а в данном случае, мерцающее лицо на экране), — Депп не смог показать настоящие чувства страсти и любопытства, которые, предположительно, заставили Уилла Кастера делать то, что он делает. А невероятно красивая Ребекка Холл, судя по всему, получила режиссерские указания играть свою роль со стеклянными глазами, изображая состояние беспокойства.

Рецензия: by Scott Foundas, Variety.com
Перевод: Rutab.net


30 изображений

  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #1
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #2
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #3
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #4
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #5
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #6
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #7
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #8
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #9
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #10
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #11
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #12
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #13
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #14
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #15
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #16
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #17
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #18
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #19
  • «Превосходство» (Transcendence) — фото #20
Показать ещё фото ↓
Подписаться на обновления Разное про кино

1 комментарий

Фильм непередаваемо прекрасен.И самое главное он говорит правду о вас, о люди.Если был бы бог на свете то вы бы его убили…

Оставить комментарий


Новые комментарии

ВАЛЕРИАН СОФИЯ ПАПА Толя Да
  • Анон
Очень интересный сериал, прекрасный подбор актеров и сценарий. Хотелось бы увидеть продолжение
  • Анон
Бляяя шкода коли буде АКСЕЛЬ 2
  • Анон
я тоже не могу найти этот фильм(((
  • Анон
Замечательная комедия. Моя любимая актриса в главной роли ,как всегда, на высоте. Все актеры гармонично смотрятся.
  • Анон
Вот твари. Я ждал второй части, но спустя 9 грёбаных лет я узнал эту новость, даже слеза проскользнула по щекам из-за этого.
  • Анон
Уже 24-ый…нет продолжения(
  • Анон
прочитал все книги серии Перси Джексон,видел оба фильма.Те кто думают что фильмы дно.....Они еще сериала не видели
  • Анон
Шел 2024 год, а продолжения все нет. Это фильм должен был стать культовым, но очень жаль...
  • Анон

Смотреть все