Watch Dogs — рецензия

Обзоры / Игры
«Хакерство – это твоё оружие», – гласит реклама новейшей игры от Ubisoft, знаменующей старт новой серии, но после более чем 30 часов геймплея можно сказать, что число убитых из штурмовых винтовок, гранатомётов и при помощи стелса на моём счету впечатляет гораздо сильнее всего, что я сделал благодаря своим хакерским навыкам. Это игра о взломе, в которой взлом очень быстро становится абстрактным фоном.


Вместо этого Watch Dogs – это зачастую великолепный, стабильно приносящий удовлетворение и разумно структурированный пробег по знакомым геймплейным мотивам: отчасти – «песочница с открытым миром», отчасти – шутер от третьего лица, отчасти – стелс. Ваше путешествие в качестве скрывающегося хакера Эйдена Пирса по Чикаго ближайшего будущего, в котором всё взаимосвязано, больше определяется вещами, которые можно ожидать от подобной игры, нежели удивляющими новыми особенностями, возможными благодаря технологиям.

Помимо неизбежного долга перед Grand Theft Auto (GTA 3 вышла больше 10 лет назад, а мы по-прежнему захватываем автомобили и выполняем трюки в виртуальных городах), отчётливо слышны отголоски других игр. Например, то, как Эйден бежит трусцой и карабкается, перемещаясь по закоулкам и крышам, пока вы удерживаете нажатой вспомогательную кнопку для бесшовного кувыркания и лазания, напоминает Assassin's Creed, хотя здесь и нет такой вертикальности и головокружительного паркура.

Вы не будете взбираться на отвесные стены или прыгать с разбега, но вам предстоит проталкиваться через толпу и прокладывать путь вокруг башен CtOS, каждая из которых открывает новые иконки на карте и побочные миссии. По сути, это то же самое, что и смотровые вышки из Assassin's Creed, но по назначению они идентичны также вражеским аванпостам из Far Cry 3. Называйте это фирменным стилем Ubisoft, если хочется, но из-за подобного, воспринимается, скорее, как сборник лучших хитов, чем как нечто самостоятельное.

Вождение приятно и интуитивно, каждое транспортное средство даёт уникальные ощущения. Здесь хакерство вносит небольшое изменение: гонятся ли за вами, преследуете ли вы кого-то сами или просто слоняетесь без дела, можно менять сигналы регулирования движения, чтобы создавать хаос на перекрёстках, или взламывать паровые трубы, проложенные под улицами, чтобы устраивать разрушительные прорывы. Иконка взлома на таких предметах вспыхнет синим, чтобы дать вам знать, когда жать на кнопку, дабы избавиться от ближайших противников, – снова déjà vu: смесь Burnout и Split/Second. Без сомнения, это две потрясающие идеи для автомобильного действа, но они не вносят большого вклада в определение Watch Dogs как самостоятельной игры.

Хуже всего полицейские. Они редко представляют проблему во время движения по сюжету, не считая заскриптованных миссий, в которых уровень вашего розыска искусственно подскакивает, но если они нападут на ваш след, то превратятся в зверей-маньяков, снова и снова влетающих в вас на высокой скорости. Уйти от них посредством искусного вождения почти невозможно; вам нужно спрятаться на крытой автостоянке и надеяться, что ИИ про вас забудет, или заскочить в поезд и позволить ему умчать вас за периметр, где все преступления также забудутся.

Боевые стычки тоже черпают вдохновение из существующих игр и включают немного грубые, но работающие механизмы подкрадывания и укрытий, и приличную, пусть и непримечательную, стрельбу. Речь идёт о замкнутых локациях, через которые можно пробираться незаметно или просто устроить переполох, и именно здесь хакерство вносит наибольшую разницу, так как вы можете переключаться с одной камеры наблюдения на другую, разведывая зону и убирая противников ещё до того, как Эйден выйдет из укрытия. Некоторые охранники носят взрывчатку, которую вы можете взломать, вызвав у них панику, а наслаждение от подрыва врага при помощи его же вышедшей из строя гранаты — бесценно. Лишь ИИ портит такие сценарии. Враги умны до определённых пределов, но их легко перехитрить при помощи простых трюков. Нередко в конце перестрелки по крайней мере один противник застревает на одном месте и пялится в стену.

Но добавьте к этому кое-какие создаваемые гаджеты, например что-то вроде самодельных взрывных устройств, а также электронные приманки, и эти стычки станут приятными небольшими «песочницами» сами по себе. Чем больше способностей вы открываете в раскинувшемся древе навыков Эйдена и чем больше оружия разных типов собираете, тем больше у вас возможностей подходить к миссиям разными путями. В качестве основы для 10-часового экшена это подошло бы идеально. Однако, расползаясь по длинной кампании с открытым миром, эти моменты теряют часть своего воздействия.

Важно то, что вы никогда не ощущаете, будто что-то взламываете. Часто достаточно нажать на кнопку, чтобы действие произошло, что на функциональном уровне ничем не отличается от любого экшена. Когда вы действительно проникаете куда-то на системном уровне, это происходит посредством старой головоломки в стиле PipeMania, где нужно вращать кусочки, чтобы довести синюю линию энергии до цели. Это только подчёркивает, насколько мало интереса игра проявляет к использованию «хакерства», кроме как для рекламных целей.

Столь многие идеи Watch Dogs взяты из других игр – ясно, что имеет смысл использовать их снова, но это означает, что игра никогда по-настоящему не обозначает свою собственную сущность. Она стабильно хороша, но редко прекрасна; развлекает, но не несёт вдохновения. Сильный сюжет или интригующий персонаж могли бы изменить дело, но, к сожалению, это самое слабое место Watch Dogs.

Эйден уже является состоявшимся хакером, когда мы впервые встречаем его, участвующим в наглом киберворовстве в первоклассном отеле. Он успевает выкачать один процент средств и данных из города, когда всё начинает идти наперекосяк. Эйден бежит, но он разворошил не тот улей, и его заказали. Результат – автокатастрофа, которая забирает жизнь племянницы и отдаляет его от сестры и её сына.

Действие продолжается спустя несколько месяцев, когда Эйден начинает вычислять виновных и мстить. За этот промежуток времени он также становится тёмной фигурой, известной под броским прозвищем Вигилант и устраивающей суровое компьютеризированное правосудие над городскими преступниками.

Не самая оригинальная завязка, но она располагает к потенциально непростым моральным дилеммам. К несчастью, слабый сценарий не затрагивает ни одну из них. Эйден начинает как вызывающее раздражение ничтожество – рычащий, движимый местью головорез, – но, не считая нескольких строк второстепенных диалогов, он никогда так и не соглашается со своей собственной ролью в несчастьях, которые он навлекает на своих ближних. Он ворует, штурмует, вымогает и убивает, чтобы наказать за такие же унижения, устроенные над ним. Тема лицемерия не раскрыта.

Сколько игра ни пытается представить его как высокотехнологичную смесь Робин Гуда и Карателя, его действия никогда этого не отражают. Достаньте смартфон из кармана, и мир становится полон возможностей для хакерства. В вашем распоряжении информация о каждом прохожем – у этой женщины рак, тот мужчина любит порно, – а ещё вы можете копнуть глубже, чтобы подслушивать телефонные разговоры или читать чужие текстовые сообщения. Это помогает, но также и бросает в дрожь.

В данной игре вы можете опустошать банковские счета незнакомцев, просто удерживая нажатой кнопку, но не можете взаимодействовать с многочисленными бездомными людьми, просящими милостыню. Эйден выражает недовольство вторжениями в частную жизнь, которые он обнаруживает, копаясь в городских системах, однако оказывается посвящён в куда более личные данные каждый раз, когда сканирует проходящих мимо прохожих в поисках полезной информации.

Это специфичное отсутствие сопереживания аватарам распространяется и на физический мир. Вы можете погнаться за мелким воришкой и не оставить на нём живого места, но только чтобы присвоить украденные им деньги. Даже GTA 5 – этот яркий пример аморальной социопатии – дала возможность вернуть украденные кошельки их владельцам за небольшое вознаграждение. Здесь же, вы можете только брать и никогда – возвращать, и в результате мир Эйдена – удушающе неприятное и эгоистическое место.

Ещё это приводит к фундаментально сломанной экономике, где нет ограничений по тому, сколько денег можно взять, и нет никаких минусов у обворовывания каждого встречного. Вы с лёгкостью можете скопить небольшое состояние, но его не на что тратить, за исключением оружия и транспорта, – почти всё из этого и так доступно в игровом мире.

Я всё ждал от игры какой-то смены перспективы, какого-то режиссёрского комментария, которые сделали бы несносную сущность Эйдена более удобоваримой или интересной, но их так и не последовало. К концу он чуть ли не выставляется супергероем. Нечего Watch Dogs сказать и о тотальной слежке или вопросах приватности и личности в компьютерно-управляемом мире, несмотря на такое широкое использование этих тем в построении геймплея и сюжета.

Визуально игра чувствует себя гораздо уверенней. Цифровой Чикаго простирается от бедствующего центра через блистающий деловой район к захолустью Пауни. Мир достаточно богат, чтобы можно было прочитать написанное от руки рыбное меню небольшого кафе-бара на берегу озера. На PlayStation 4 особенно хороши водные эффекты – дождь и волны одни из лучших в видеоиграх.

Правда, за этим фасадом скрывается ощущение стерильности. Как бы ни впечатляла игра своей внешностью, этот Чикаго воспринимается как место, через которые вы проезжаете, а не в котором обитаете. Прохожие ахают и таращат глаза при виде аварии, но не проявляют подлинной жизни. Это как насыщенная диорама тематического парка, впечатляющая детализацией, но всё же неуклюже постановочная. Нет здесь грязи и обжитого вида, которые привносят в свои миры Rockstar, и местное население никогда не удивит вас внезапными моментами, которые будут выглядеть правдиво.

Когда сюжетная линия закончена – в игре справочной информации о затраченном времени нет, но у меня на это ушло меньше 20 часов, – остаётся карта с кучей всякой всячины. В наличии несколько побочных повествовательных квестов, вращающихся вокруг серийного убийцы, торговцев оружием и работорговли, а также более простые задания «подай-принеси»: нарисованные на зданиях QR-коды нужно собрать (как загадки Риддлера в Arkham Asylum – ещё одно заимствование), а в миссиях «дельца» предлагают угонять и доставлять автомобили. Все эти иконки легко зачистить, поскольку всё заботливо отмечено на карте. GPS и терпение, а не инициативность требуются для того, чтобы пройти игру на 100%.

Правда, кое на что из дополнительных материалов стоит взглянуть, особенно на причудливые мини-игры с «дополненной реальностью». Madness – это отголосок Carmageddon, в котором вы носитесь по городу, сбивая демонов. В Psychedelic нужно скакать на огромных голографических цветках. Alone – это дань survival horror, в которой город населён выслеживающими вас роботами. Spider Tank позволяет спустить пар в навеянном мангой безумии. Всё это веселит на протяжении нескольких раундов и обладает своими собственными ветками апгрейдов.

Мультиплеер тоже не лишён изюминок. Онлайн-гонки и свободное блуждание терпимы, но предсказуемы. Интересней режим CtOS Mobile, в котором один игрок использует дополнительное приложение для планшетов и телефонов, чтобы организовывать силы правопорядка против другого игрока, а также набор режимов, в которых вы должны взломать соперников и своровать их данные, оставаясь незамеченными. Это ещё одно заимствование у Assassin's Creed – использование того же мотива «кошки-мышки», что и в мультиплеере этой серии, но оно хорошо вписывается в Watch Dogs. Такие «вторжения» могут случиться, пока вы проходите кампанию, если только вы их не отключите. Данное действие лишает доступа к меньшему древу навыков специальных апгрейдов для мультиплеера, но эту цену стоит заплатить за возможность спокойно закончить историю.

Никто не обвиняет Watch Dogs в скупости. Она набита кучей разных вещей для достижения тех самых заветных 40 часов геймплея. Ещё из-за этого игра кажется расчленённой, и безысходной, и не имеющей ни единого крючка, за который можно было бы зацепить её замашки блокбастера. Assassin's Creed началась с небольшой игры, но под её плоской поверхностью нащупывались уникальные геймплейные механизмы, которые стоили того, чтобы работать над ними по меньшей мере ещё несколько сиквелов.

Watch Dogs не обладает такой подающей надежды сердцевиной. Она, безусловно, развлекает, но главным образом при помощи заимствованных концепций, а центральная идея, которая могла бы выделить её – хакерство – получилась самая сырая из всего. Нет ничего такого, что бы игра делала совсем неправильно, но она и не превосходит в каких-либо аспектах жанра, которые она точно передаёт. Она хороша, и всё же это всегда звучит как критика, когда релизу предшествует такая назойливая реклама. Вы не пожалеете о времени, проведённом в мире Эйдена Пирса, но оно и не станет драгоценными воспоминаниями после перезагрузки.

by Dan Whitehead, Eurogamer.net
Перевод: Rutab.net

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.