«The Elder Scrolls Online» — рецензия

/ (Обновлено: ) / ИгрыГайды
Я оглядываю пустыню Алик'р с высоты своего скакуна. Безводная земля под его копытами растрескалась под сильным жаром солнца, и лишь шелуха осталась там, где некогда пышно росла зелень. Я вижу вдалеке святыню, которая служит признаком долгожданного оазиса, но вокруг никого нет, и мне хочется улететь на крыльях горячего ветра. Это печальный миг, и я наслаждаюсь им, ведь я должен верить, что большое приключение ждёт меня за этой святыней, за каменистым плато, которое обрамляет эту пустыню, за жилищами в арабском стиле, которыми испещрены эти пески.

Чудо The Elder Scrolls Online состоит в том, что подобные виды способны вселять радостное предвкушение. Столь грандиозные пейзажи должны скрывать неизведанные тайны. На таких огромных просторах должно найтись место и для вашей собственной истории, – истории, которой вы можете поделиться на постоялом дворе в конце тяжёлого дня перехода через пустыни и горы. Большое разочарование The Elder Scrolls Online состоит в том, что многие эти виды и звуки являются слабыми фасадами, которые не могут прикрыть то, насколько неуклюже игра пытается совместить две несравнимые половинки, не способные сформировать целое. Первая половинка – одиночное фэнтези – не дарит неожиданных приключений, которыми славна серия, потому что сдерживается онлайн-окружением. Вторая половинка – обычная массовая многопользовательская ролевая игра – скована тенденцией The Elder Scrolls Online наказывать вас за совместную игру.

Тем не менее, The Elder Scrolls Online изо всех сил старается преподнести это своеобразное сочетание несовместимых частей. Когда вы впервые запускаете игру и приступаете к созданию персонажа, вас встречает нарастание звуков струнных и литавр, к которым затем присоединяются валторны и виртуальные певчие. Начинает играть знаменитая тема Elder Scrolls, и вы переключаете своё внимание на выбор расы из этой прославленной фэнтезийной вселенной, от высокомерных Высших Эльфов до уподобленных кошкам Каджитов. Затем вы выбираете один из четырёх классов и начинаете формировать вид своего персонажа при помощи самых различных ползунков, чтобы ваш клыкастый орчий рыцарь дракона выглядел как можно страшнее или ваша бледнолицая нордка-волшебница так походила на ангела, будто только что спустилась с небес. Это отличное начало. Вы ощущаете энергию. Вы готовы прославиться на весь Тамриэль.

Когда вы покидаете вступительное подземелье, возможности кажутся безграничными, по крайней мере, поначалу. Первым крупным городом, который я исследовал, был Даггерфолл, и я бродил по его улицам, собирая квесты и болтая с местными жителями. При диалоге камера наезжает на вашего собеседника, точно также как в одиночных играх серии Skyrim и Oblivion. Каждая строчка озвучена, и разговоры требуют вашего участия. Игра хочет, чтобы вы уделяли внимание, и поначалу я с удовольствием вслушивался. Удивительное дело, но никто из этих людей не хотел, чтобы я пошёл и зачистил подвал, полный крыс, или убил 10 божьих коровок. Вместо этого они хотели, чтобы я помог им разгадать тайны и активировать големов, сконструированных давно вымершей расой двемеров. Вот квесты, которые могли бы меня увлечь.


К сожалению, оставив в стороне привычные квестовые клише и сосредоточившись на длинных разговорах с неигровыми персонажами, The Elder Scrolls Online создала свои проблемы. Перемещаясь от одного места к другому, вы слышите одних и тех же актёров снова и снова, что, быть может, не было бы таким тяжких грехом, не будь их голоса так характерны и узнаваемы. Даже если вы никогда не слышали голоса Троя Бэйкера в другой игре, скоро он станет вам знаком по TESO, учитывая, скольких персонажей он озвучивает. Великий актёр может раствориться в роли, но только при условии, что роль стоит того, чтобы раствориться в ней. Увы, скрипучая манера письма игры не ставит целью раскрыть персонажей; она ставит целью продвинуть сюжет и влить большие объёмы истории игровой вселенной в вашу голову. У актёра нет ни шанса оживить персонажа, когда диалог написан длинными, сухими предложениями, больше подходящими для изложения на бумаге, чем для передачи из уст актёра.

Конечно, в том же можно обвинить и предыдущие игры Elder Scrolls, но такие разговоры не были основой повествования предыдущих игр. Вместо этого самыми лучшими историями становились те, которые вы создавали сами. The Elder Scrolls Online по своей природе ограничивает способы, которыми вы могли бы развлечься «на полную катушку». Вы не можете убить случайно подвернувшихся под руку владельцев магазинов и навлечь на себя гнев всей деревни. Вам никогда не доведётся скорбеть о верном спутнике, таком, каким была Лидия в Skyrim, ведь здесь нет спутников, которых можно нанять. Теоретически вы можете направиться в любом направлении, но уровень врагов не приходит в соответствие с вашим, так что общее направление вашего приключения так же предопределено, как и в любой другой MMORPG.


И вот вы бредёте через Тамриэль в более или менее предписанном направлении, преодолевая одну долгоиграющую легенду за другой вместо того, чтобы создать ту, которую можно будет назвать вашей собственной. К счастью, многие из этих легенд занимательны. Во время своих странствий я наткнулся на деревню с ужасной тайной, и, когда я раскрыл её, меня попросили определиться, поведу ли я жителей к свободе или настою на том, чтобы они оставались под действием ужасного проклятья. Я привёл Гильдию бойцов к возрождению, поле того как раскрыл заговор, который должен был подорвать её мощь. Моими любимыми моментами были те, в которых я видел историю воочию, а не слышал, как мне её читают с листа. Я наблюдал, как бывший товарищ превращается в ужасного монстра; видел, как храбрая девушка приняла мучения во имя общего блага. В The Elder Scrolls Online действия красноречивей слов. Жаль, что жители Тамриэля предпочитают разговаривать.

Может, стандартные квесты «убей 20 волков» и не являются частыми в The Elder Scrolls Online, но игра в конечном счёте находит свои темы для повторения. Всегда находится кто-нибудь несправедливо осуждённый. Люди никак не хотят открыть свои двери в разгар острой необходимости. Вечно местный лидер находится во власти того или иного культа. Но даже когда вы устали болтать с призраками, которые постоянно по какой-то причине застревают в этом мире, игра изо всех сил старается удержать вас в своём рабстве. В ней нет мини-карты, которая заслоняла бы экран, только полноэкранная карта и компас, отмечающий нужные зоны и объекты. Панель действий на шесть ячеек исчезает, когда вы завершаете бой, и по умолчанию над игроками и неигровыми персонажами не висят имена или иконки, обозначающие их. «Это не игра – это сама жизнь», – как бы говорит The Elder Scrolls Online.

Конечно, такая жизнь – всего лишь иллюзия, и игра намерена разбивать эту иллюзию в щепки на каждом шагу. Многие квестовые цепочки оканчиваются тем, что вы принимаете решение, которое затем отражается на мире вокруг вас; к примеру, вы можете спасти одну группу NPC при пожаре, а другую оставить гореть, так что в итоге останется только одна группа, с которой можно взаимодействовать. До тех пор пока вы занимаетесь этим самостоятельно, иллюзия полная и игровая технология фазирования позволяет вам плавно входить в инстансы, отражающие путь, которым вы проследовали. Но стоит присоединиться к другим игрокам, и тонкая вуаль The Elder Scrolls Online порвётся. Зайдя с приятелем в какой-нибудь регион, вы можете обнаружить, что ваш напарник стал невидимым, осталась лишь блуждающая иконка. Начав битву, вы можете обнаружить, что ваш друг не видит тех же самых противников и потому не может помочь вам одолеть их. Меня так раздражали эти моменты, что я искал компанию только тогда, когда хотел зачистить подземелье или одолеть одного из элитных монстров, которыми усеян ландшафт. Мультиплеерная половинка просто-напросто не вяжется с одиночной.

Но и одиночную половинку вряд ли можно назвать невинной в этом семейном споре. Квест, который заставляет почувствовать себя на месте другого персонажа и отсылает назад в прошлое, чтобы пронаблюдать трагические события, поначалу занимает. Но когда видишь, что здесь стоят ещё три игрока и все изображают одного и того же персонажа, вся атмосфера рушится. Когда проникаешь в дом и оказываешься окружён полудюжиной других таких же воров-домушников, не остаётся никакой надежды отыграть скрытного вора. Выполнение толпой людей одних их тех же заданий – явление в MMO отнюдь не новое, но The Elder Scrolls Online пытается персонализировать течение сюжета, и оттого такие моменты, портящие эффект погружения, раздражают гораздо сильнее.


Это не к тому, что игра не даёт игрокам возможности объединиться – тут на выручку приходят прежде всего подземелья на четырёх игроков. Когда достиг подходящего уровня, найти группу и попасть в подземелье нетрудно, и успеха можно добиться даже тогда, как в группе наблюдается нетипичное распределение классов. Моё первое прохождение подземелья острова Бури прошло в компании двух других ДД и лекаря, и мы довольно неплохо справились с местными боссами, хотя один из них и заставил нас побегать, травя блуждающей грозой с молниями. Мне это подземелье нравится тем, как тропические топи контрастируют здесь с деревянными мостами и каменными святилищами, а ещё нравится внушительными атронахами, с которыми здесь приходится сражаться. Мне не нравится, что квестодатель в подземелье уходит посреди диалога, потому что другой игрок закончил разговор первым, из-за чего приходится возобновлять беседу. И, если уж на то пошло, не нравится мне общая тенденция каждого подземелья создавать точки затора в жарких зонах (привет, ограниченные ракурсы камеры!) По картам не всегда скажешь, что они разрабатывались, отталкиваясь от того, как игроки будут использовать эти пространства.

Экшен в порядке, но никогда не блещет, отчасти из-за безжизненной анимации, от которой сражения выглядят, скорее, как будничное занятие, чем как ослепительная демонстрация магии и силы. Сражения в одиночных Elder Scrolls всегда были немного хаотичными, но тот факт, что они проходят в реальном времени, обычно передаёт ощущение битвы. The Elder Scrolls Online с переменным успехом сочетает старомодный бой с использованием горячих клавиш, как в World of Warcraft, с ориентированным на экшен маханием мечом, как в Tera и ей подобных. Вы целитесь при помощи прицела на экране (хотя какую-то помощь вам может оказать клавиша tab), и ограничены главным образом полосками маны и выносливости, а не кулдаунами навыков. Вы также можете блокировать атаки и перекатываться, но это не настоящий экшен, так что между нажатиями клавиш и действиями на экране есть некоторая задержка.

Несмотря на «скучную» анимацию, мне пришёлся по нраву путь магии, особенно по достижении 15 уровня, когда я смог вооружиться вторым набором оружия и навыков. Как и в Guild Wars 2, вы можете переключаться между наборами в ходе битвы, но сражения в The Elder Scrolls Online далеко не такие стремительные, как в Guild Wars 2, да и причин переключаться между наборами в разгаре действа они много не дают. Однако мне понравилось разнообразие магических заклинаний, использование разрушительных посохов, которые давали основную элементальную атаку (огонь, лёд или молния), и восстанавливающих посохов, которые наделяли опциями лечения, когда в нём нуждался дружественный член Альянса Даггерфолла. Особенно запомнилось заклинание под названием «Кристаллические осколки», не только из-за того, как кристалл формируется в воздухе, пока ты делаешь пассы, но и из-за тяжёлого стука, с каким он опускается на кору сприггана. Особенно драматично заклинание выглядит от первого лица, хотя я в основном играл от третьего, потому что это давало лучший обзор окружения.

Вы не ограничены каким-то конкретным типом оружия или брони, независимо от выбранного класса, а с различными типами оружия связаны различные навыки. Вам предоставляется довольно много свободы в плане того, как тратить очки навыков, которые вы заработали путём прокачки, выполнения определённых квестов или сбора достаточного количества так называемых шардов, разбросанных по Тамриэлю. Тем не менее, вы ограничены пятью активными навыками и единственной ultimate-способностью на набор оружия единовременно, и, как результат, я ограничился небольшим количеством навыков и приобрел много пассивных способностей из страха, что я буду неэффективным магом, если распределю свои очки слишком редко.


Придерживаться определённого набора крафтинговых навыков так же необязательно, и вы всегда можете потратить очки опыта на небоевые дисциплины, если мните себя ремесленником. Поначалу велико желание заняться всеми профессиями сразу, но ваш инвентарь быстро заполнится, если будете запасать в нём каждый потенциальный крафтинговый ресурс. Расширяющие инвентарь апгрейды дорого обойдутся, так что лучше выбрать небольшое число профессий и придерживаться именно их. А ещё лучше крафтить только те предметы, которые вам нужны для личного использования, если только вы не состоите в большой и активной гильдии или уверены в своих навыках продажи товаров через публичные каналы чата игры. Причина? В The Elder Scrolls Online нет аукциона, что приводит к хаотичной экономике в её полном проявлении. Вы можете продавать предметы членам своей гильдии, но интерфейс покупки и продажи топорно сделан, а без общеигровой информации о спросе и предложении непонятно, какова справедливая цена. Так что я крафтил только для себя одного, в конечном счёте остановившись на алхимии и зачаровывании. Алхимия – ради радости экспериментирования с различными цветами и травами, чтобы посмотреть, какие припарки удастся сварить; зачаровывание – для того, чтобы слышать, как моё игровое воплощение читает драматичные заклинания.

PVP-инстансы – или «Кампании», как они называются здесь, – сосредоточены на осадной войне. Впервые эта система, в которой различные фракции проникают и захватывают вражеские цитадели, уже давным-давно была представлена в Dark Age of Camelot.

Вообще-то, просторы Сиродила настолько велики, что слишком много времени может уйти только на то, чтобы приступить к делу, даже прибегнув к PvP-системе быстрого перемещения. К счастью, The Elder Scrolls Online показывает себя в лучшем виде, когда PvP-действо разогреется, налаживаете ли вы вместе с товарищами линию защитных баллист на вершине стен цитадели или собираетесь разрушить и нападаете на ближайшую ферму, охраняемую NPC. Здесь я беру на себя роль лекаря, используя массовые лечащие навыки, которые позволяют мне не стоять на месте и наносить свой собственный небольшой урон без необходимости лечить каждого члена команды по отдельности. Самые большие помехи PvP-кампаний носят логистический характер. Просто на то, чтобы выбраться из Сиродила и вернуться назад без особых столкновений с окружающими мобами, может уйти немало времени.

Конечно, такие вещи можно исправить патчами, как и другие продолжающиеся проблемы The Elder Scrolls Online, среди которых лидирует слишком большое количество забагованных квестов. Меньше уверенности у меня в том, что одиночная и мультиплеерная стороны этой воображаемой медали когда-нибудь дополнят друг друга.
Надеюсь, The Elder Scrolls Online однажды сойдёт со своего собственного пути и перестанет пытаться душить то самое удовольствие, которое она пытается доставить.

Плюсы:
  • Привлекательные перспективы толкают на исследование
  • Некоторые интересные квесты вовлекают в мир игры
  • PVP

Минусы:
  • Фокус на индивидуальной истории плохо сочетается с игрой в группе
  • «Деревянные» диалоги и повторяющийся голос за кадром превращает квесты в рутину
  • Аспекты одиночной и многопользовательской игры постоянно конфликтуют, нарушая погружение в атмосферу

by Kevin VanOrd, Gamespot.com
Перевод Rutab.net


Подписаться на обновления Гайды

Топ за неделю 🌶️


0 комментариев

Оставить комментарий